Темная вещь в кино

20.03.2008 Компания AMR представляет результаты исследования рынка кинопроката России на основе открытых отраслевых источников. Настоящей статьей мы открываем серию публикаций посвященных основным показателям и тенденциям на рынке кинопроката в 2007 году.


Жанр кинофильма, выходящего в прокат, является наряду с актерско-режиссерским составом и синопсисом важной культурологической характеристикой. Но является ли он вместе с тем действенным инструментом продвижения и значимым фактором, определяющим уровень сборов?

Говорит статистика. Базу расчетов составили данные по 346 фильмам, вышедшим в прокате на территории России и стран СНГ (без учета Украины) за период 28.12.2006 – 18.11.2007. Для оценки влияния жанра на уровень сборов использовалась обобщенная жанровая классификация.

ЖанрКоличество фильмов
Анимация22
Военно - исторический12
Детектив10
Драма61
Комедия80
Мелодрама46
Приключения20
Триллер / Боевик39
Ужасы / Мистика35
Фантастика / Фэнтези21
Итого346

Такой подход позволяет выделить относительно небольшое число устойчивых жанровых групп фильмов, которые достаточно хорошо представлены на рынке, чтобы можно было говорить о статистически значимых закономерностях. Ниже на рисунке сопоставляются суммарные сборы фильмов каждого жанра и их количество, что позволит проанализировать относительную эффективность рассматриваемых жанровых групп.

Приведенный рисунок показывает высокую эффективность таких жанров как фантастика / фэнтези и анимация - при относительно небольшом количестве фильмов сборы каждого из жанров велики. Так, на 21 фильм фантастического жанра приходится 107,3 млн. долларов сборов, а на 22 анимационных фильма – 65,6 млн. долларов. Чуть меньшие показатели демонстрируют приключения и военно-исторические фильмы.

  • Приключения – на 20 фильмов приходится 52,7 млн. сборов
  • Военно – исторический – на 12 фильмов приходится 35,6 млн. сборов.

Значительный уровень сборов комедий – более 85,7 млн. долларов – достигается за счет рекордно большого числа фильмов этого жанра – 80 картин. Худший результат с точки зрения эффективности демонстрируют такие жанры как драма и мелодрама - при непропорционально большом количестве фильмов (61 и 46) относительно более низкие суммарные сборы – 21,4 и 41,5 млн. долларов соответственно.

Обобщив приведенные данные с помощью средней величины сборов, приходящейся на 1 фильм по жанровым группам, можно убедиться, что в рассматриваемом периоде лидерские позиции с точки зрения эффективности такого жанра как фантастика – неоспоримы. Среднее значение сборов для этого жанра в 1,7 раза превышает показатель ближайшего конкурента – анимации – и в 12,75 превышает показатель аутсайдера – жанр драмы. Относительно отметки «в целом по совокупности» жанры разместились следующим образом – показатели жанров анимации, военно-исторического, детектива, приключений и фантастики выше среднего по всем фильмам, и показатели оставшихся групп – драма, комедия, мелодрама, триллер, ужасы/мистика – ниже среднего.

На первый взгляд можно сделать вывод, что в настоящий момент на рынке более предпочтительными и эффективными являются жанры развлекательной и зрелищной направленности - вотчина высокобюджетных блокбастеров, как правило, голливудского происхождения.

Рассмотрим теперь более подробно частные распределения величины сборов в зависимости от жанровой принадлежности.

в процентах
ЖанрУровень сборов 1 картины, млн. долларов
до 0,50,5-11-22-44-88-1212-16более 16Итого
Анимация40,918,213,64,513,64,5-4,5100
Военно - исторический41,78,30,016,725,08,3--100
Детектив40,010,020,0-20,010,0--100
Драма85,26,63,33,31,6---100
Комедия61,311,312,58,83,81,31,3-100
Мелодрама73,910,94,34,34,3-2,2-100
Приключения55,05,020,010,0-5,0-5,0100
Триллер46,220,512,812,85,12,6--100
Ужасы / Мистика48,622,922,92,9-2,9--100
Фантастика / Фэнтези33,314,314,3-9,54,814,39,5100
Без учета жанра59,512,711,36,45,22,31,41,2100

*) - жирным шрифтом отмечены значения, превышающие среднюю величину для данной категории сборов без учета жанра.

Как видно из таблицы, в некоторых жанровых категориях наблюдается более высокая, чем в целом по совокупности, концентрация высоко доходных фильмов (анимация, приключения, фантастика), тогда как в других – наоборот: более высокая концентрация низко доходных фильмов (комедия, мелодрама, драма). Однако можно ли считать эти различия существенными?

Для получения информации о полном отчете AMR «Положение на рынке кинопроката РФ и стран СНГ в 2007 г.» свяжитесь с нашим представителем.

Статистические критерии оценки степени влияния на уровень сборов жанровой принадлежности показывают наличие слабой зависимости – данным фактором описывается порядка 14,5% вариации (изменения) уровня сборов. Принимая во внимание, что разброс значений этого показателя весьма велик, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшнем рынке РФ жанровая принадлежность не оказывает существенного влияния на уровень сборов.

Тем не менее структура жанрового предложения и эффективность отдельных жанровых групп сама по себе является важным индикатором положения на рынке в России. Вот только насколько это положение отвечает реальным предпочтениям и ожиданиям зрителей?